Три причины необходимости юмора (в том числе в воспитании)

Три главных чувства, за которыми человечество отправляется в кино, — страх, любовь и смех. Сегодня мы займёмся именно юмором: как подсказывают выводы исследователей, это определённо стоит сделать, если хочется держать в тонусе интеллект. Звучит интригующе? 

До шуток

Выступления комиков в жанре стенд-ап наводят на мысль о том, что чувство юмора — это талант. И, стало быть, чем больше этого таланта, тем смешнее должны быть шутки. А также напрашивается вопрос: насколько важно чувство юмора зрителя для восприятия шутки выступающего? И существует ли какое-либо универсальное мерило юмора? 

Всё это очень интересные вопросы, но, увы, ответить на них вполне научно не получится. Но есть и хорошая новость: да, учёных проблема юмора тоже волнует. Притом волнует давно — достаточно давно для того, чтобы написать на эту тему десятки книг и провести масштабные эксперименты. 

Так что во всяком случае мы можем вполне научно ответить на вопрос, нужен ли нам юмор. И ответ — со всей однозначностью — да, нужен. 

  1. Во-первых, это полезно. 

Продлевает ли минута смеха жизнь на один день (час, месяц — показания расходятся) — никто до сих пор не выяснил: жизнь оказывается слишком непредсказуемой для подобных исследований. Зато есть кое-какие данные, обнадёживающие ничуть не меньше: смех укрепляет кратковременную память и снижает уровень стресса. Всё это мы знаем благодаря учёным Университета Лома-Линда (Калифорния, США), обнаружившим, что смех снижает  воздействие кортизола, так называемого «гормона стресса», на нейроны. 

Человек, который смеётся

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/geyerba/4504560514/sizes/l)

И если улучшение кратковременной памяти — не то, что вызывает у вас желание немедленно отложить все дела и предаться веселью, то вот ещё один интересный факт: существует корреляция между интеллектуальными способностями и чувством юмора. От этого уже невозможно просто отмахнуться, правда? 

      2. Юмор и интеллект взаимосвязаны. 

Одним из первых исследователей юмора непосредственно «в голове» (т.е., в человеческом мозге) стал биолог Майкл Джонсон. Он провёл исследование, доказывающее взаимосвязь чувства юмора и навыков решения задач: чем лучше этот навык был развит у испытуемых, тем лучше же они распознавали по-настоящему смешные шутки. Читая об этом, так и хочется пройти этот тест, но, увы, для этого пришлось бы отправиться почти на тридцать лет назад: исследование проводилось в 1990 году. 

Человек, который смеётся

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/128924284@N02/16133970888/sizes/l)

Другой учёный, Дэниел Холт, тоже интересовался чувством юмора — но изучал его прицельно на детях школьного возраста. Название его работы, опубликованной в 2009 году, звучит довольно неполиткорректно — «Исследование взаимосвязи между юмором и одарённостью учащихся». Вывод из неё также предельно однозначен: да, корреляция между первым и вторым определённо есть. Холт назвал черту, ответственную за смешливость «одарённых» школьников, «продвинутым чувством юмора» (‘an advanced sense of humour’). 

Человек, который смеётся

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/nickiluzada/5103115049/sizes/l)

И если всё это по-прежнему кажется неубедительным, то вот ещё один пример, на сей раз из Университета Нью-Мексико. Там в 2010 году произвели довольно масштабный тест — участвовало в нём не много не мало 400 студентов. И снова, к нашей вящей радости, исследователи получили результаты, демонстрирующие корреляцию теста на интеллект и способностью распознавать и создавать юмор. И кстати, то же исследование показывает взаимосвязь между развитым чувством юмора и успехом у противоположного пола — но это, положим, более предсказуемый результат. 

3. Чувство юмора способно влиять на социальный статус. 

И снова не обойтись без науки (было бы слишком легко просто утверждать подобные вещи): разумеется, такая универсальная вещь, как юмор не могла не волновать учёных и с точки зрения её роли в социуме. Элисон Вуд Брукс, автор исследования ‘Risky business: when humour increases and decreases status’, показала, что юмор действительно может влиять на то, как вас воспринимают в обществе. 

Работает этот механизм довольно просто: мы подсознательно воспринимаем человека, свободно выражающего свои эмоции, как высоко стоящего в социальной иерархии. И стало быть, смех (разумеется, не всякий смех — достаточно громкий, не визглявый и разный по тону) — отлично подходит для демонстрации статуса. 

Всё это представляется достаточным для того, чтобы озаботиться чувством юмора подрастающего поколения и уделить ему внимание — хотя бы применительно к учёбе. Чем мы сейчас и займёмся. 

Человек, который смеётся

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/148386728@N02/34454872665/sizes/l)

Загадочные связи

Как объяснить все вышеперечисленные корреляции? Каким образом интеллект связан с вашим умением вовремя рассмеяться или хорошо пошутить? 

Теория, объясняющая эту взаимосвязь, была опубликована в 2009 году в книге британского учёного Алистера Кларка ‘The Pattern Recognition Theory of Humour’. Будучи специалистом по эволюции, Кларк пытается разглядеть в юморе одно из приспособлений, позволяющих человечеству более успешно приспосабливаться к окружающему миру. Познавая мир, утверждает Кларк, мы устанавливаем в нём некоторые закономерности, что отражается и в языке. И делая эти паттерны всё более изощрёнными, мы обретаем возможность ценить и всё более изощрённый юмор. И это напрямую связано с развитием мозга, что подтверждают и нейробиологи. 

Благодаря учёным теперь уже из Стэнфордского университета, изучавших поведение мозга детей, смотревших комедийные ролики, мы знаем, что юмор активирует ту же часть мозга, которая обрабатывает неожиданные ситуации и несоответствия (височно-затылочно-теменной переход). Проще говоря, с точки зрения мозга шутка — это то же самое, что столкновение с чем-то нестандартным, требующим осмысления. 

Занимаясь преподаванием языка уже не первый десяток лет, Тимофей Евгеньевич уверен, что именно это свойство юмора — привлекать внимание к происходящему — делает его незаменимым в обучении. 

Человек, который смеётся

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/gypsylostatsea/8411060947/sizes/l)

«Юмор помогает и запоминанию, и мотивации. Ученик смеётся — это всегда позитивная реакция, которая закрепляет связи в мозге, если угодно. Мы одновременно и вовлекаемся, и лучше помним. Работает это в любом процессе изучения, не только в языке», — считает преподаватель

«Есть разного рода юмор, и конечно, если мы обучаем языку, юмор часто связан с фамильярным регистром языка, потому что в нём больше смешных слов. А ещё он связан с путаницей, она важная часть смешного, комичного. Во французском языке в этом смысле настоящее раздолье — это один из чемпионов по омонимии, одно и то же сочетание звуков может означать и «если», и «шесть», и «пила». Есть где разгуляться». 

В то же время, подчёркивает Тимофей Евгеньевич, юмор на занятиях должен быть дозирован. 

«Юмор не нужно педалировать, я не сторонник того, чтобы развлекать ученика. Большая часть урока должна быть серьёзной, постоянные попытки развеселить — это убого. Но ирония обязательно должна присутствовать: юмор — очень выгодный педагогический инструмент, и им стоит пользоваться по крайней мере с прагматичной точки зрения. А кроме того, если ты сухой пень, ученики довольно скоро скуксятся».

Человек, который смеётся

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/tgkw/11997133715/sizes/l)

 Педагогический момент

Одно из самых перспективных направлений обучения, эдьютеймент, доказывает, что мы учимся гораздо лучше, когда учёба связана с чем-то занимательным (подробно об игровых практиках в учёбе мы писали в этом материале). 

Есть и другой фактор, влияющий на эффективность обучения: личность преподавателя, который готов (или не готов) шутить и смеяться над происходящим. 

«Я помню свой университет — хорошо шутящих преподавателей у нас было немного. В первую очередь хорошо шутили те, кто были хорошими рассказчиками. И у них было очень самобытное, яркое чувство юмора, в обязательном порядке — ирония по отношению к своему предмету, к каким-то отдельным авторам. 

И разумеется, если мы говорим об академической области, преподаватель будет иметь огромный успех, если он может рассмешить аудиторию. Рассмешить эту ораву скучающих со смартфонами  — это успех. К такому преподавателю на лекции будут валить валом», — уверен преподаватель.  

Вне зависимости от того, насколько вам повезло с наделёнными чувством юмора преподавателями в университете, лучшее, что вы можете сделать сегодня для себя (и для тех, кто от вас зависит), — развивать чувство юмора. Помните: наука на стороне юмора — как и эволюция. 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/128644662@N08/23046649304/sizes/l

Мудрая сова 09 августа 2019